Галерея современной фотографии "Reflex"

null

Архив выставок:

1.2.

28.01.2006

СУХОЙ ЛЕД. Фотоинсталляция

Антон Ольшванг

Сунский мастер Су Ши о портрете.

Самое трудное в портретном искусстве - глаза. Кай-чжи говорил: "Суть портрета именно в глазах". Что же касается изображения скул и щек, то я, как-то стоя у светильника, повернул так голову, что увидел тень от щеки на стене и запечатлел ее там, не сделав глаз и бровей. Все очень смеялись, сразу узнав меня. Коль глаза, скулы и щеки похожи, то и весь облик сходен; брови, нос и рот лишь несколько увеличат или уменьшат сходство.

Портретное искусство и физиогномика - одно и то же. Чтобы "схватить" характер человека, нужно неприметно, таясь среди людей, всмотреться в него и запечатлеть его движения. Однако современные художники изображают человека в официальной головном уборе и одеянии, сидящим, уставив взгляд на что-нибудь, - его лицо неподвижно, движения скованны. Как же можно в таком изображении узреть характер? У каждого человека на лице есть место, где заключена его суть. Это или брови или глаза, или нос или уста. Ху-тоу говорил: "Добавив на подбородке три волоска, я привнес в портрет жизнь, усилил сходство с натурой этого человека". Значит характер этого человека был заключен в подбородке и бороде. Некогда шут Юэ-мэн подражал Сунь Шу-ао - хлопая в ладоши, он говорил и смеялся так, что люди восклицали: "Мертвый воскрес!" Разве он этого добивался, воспроизводя все облик Сунь Шу? Нет, он передавал только существенные черты. Коли художники поймут этот принцип, каждый из них сможет уподобиться Гу Кай-чжи и Лу Тань-вэю...

("Слово о живописи из Сада с горчичное зерно". Часть IV. Портрет.)