PAPERWORKS

null

25.04.2009

ЮЛИЯ ЗАСТАВА. ДВЕ КАРАМЕЛЬКИ ВО РТУ. Графика, видео. До 08.05.09

Галерея PAPERWORKS, Юлия Застава, “Две карамельки во рту” – персональная выставка 08.04. - 08.05.2009. графика, видео.

“Две карамельки во рту” или Постгуманистический сюрреализм.

Выступая с критикой работ такого художника, как Юлия Застава, на территории российского современного искусства слышишь опережающие голоса оппонентов. Они предлагают объяснить, почему эта контекстуально неоформленная, излишне эмоционально окрашенная, явно политически неангажированная, и к тому же фигуративная практика называется современным искусством. Современное искусство вне согревающего и убаюкивающего поля дискурса, конечно, вызывает состояние беспокойства и внутреннего зуда. Намного комфортней воспринимается работа, иллюстрирующая, например, цитату из Маркса.

Скромное обаяние аутизма или просто “Белочка”

Распространенный мотив в произведениях Юлии Заставы - люди и животные, которые постоянно меняются местами и выступают в качестве равноправных персонажей сюжета вне принятой человеком иерархии. В работе “Есть люди, которые больше всего любят деньги” - инверсия сюжета охоты на лис, где объектом охоты оказывается человек. Здесь человек – больше не вершина мироздания, не венец творения, выстраивающий мир вокруг себя. Он - мятущееся, неуверенное существо постгуманистического периода, потерявшее самые проектные основы своего существования (как они мыслились в 19 - 20 вв.) и вернувшееся к базовому конфликту между животным и человеком в себе.

Варвары у ворот

Художники нового поколения предлагают свои версии протеста и отрицания. Часто это осознанный отказ от любых форм идеологического, эстетического или политического ангажемента, основанный на четкой уверенности в том, что игры взрослых – чистый блеф. Их практика гораздо ближе к животному познанию реальности и не доверяет интеллектуальным построениям. Кажется, что это банальный конфликт поколений. Но принципиальное отличие сегодня состоит в том, что все проекты рухнули, и у их апологетов – только фига в кармане.

Искусство Юлии Заставы полемично, потому что отсылает к базовым вопросам человеческого существования, к истокам глобального антропоцентричного проекта под названием “гуманизм” со Второй мировой войной в развязке и экологической катастрофой в финале.“Две карамельки во рту” – своего рода персональный “реинактмент” определения центра идеологий и сценария развития человеческой истории с сохранением авторского нейтралитета “против всех”.

Елена Баканова

Авторские названия работ: ”И на мне тоже кто-то сидит”, “Есть люди, которые больше всего любят деньги”, “Оживление наступает, когда дело касается еды”, “На конце пальца – голова рыбы”, и др.